Все виды лечения дцп

Мобилизация

Как только стало ясно, что со стороны системы помощи ждать нечего, семья Тевкиных стремительно мобилизовала внутренние ресурсы. Речь шла не только о поиске врачей-профессионалов. Нужно было перестроить жизнь так, чтобы окружить детей по-настоящему живой развивающей средой — доброй, мудрой, радостной.

В этом смысле детям супругов Тевкиных серьезно повезло. Ни мама, ни папа никогда не были склонны к трагическому мироощущению. Хуже было с взрывными характерами обоих родителей. Вплоть до рождения Вари Андрей и Катерина могли часами страстно и самозабвенно спорить из-за полной ерунды. Не то чтобы ругались, но на уступки не шли. Доходило до того, что оба выскакивали из квартиры, хлопая дверью, и разбегались в разные стороны.

Спасало универсальное чувство юмора и любовь. Вот обойдут вокруг дома в сердцах, а потом повернут за угол и сталкиваются нос к носу — ну что тут можно сделать… Только расхохотаться.

Когда родилась Варя, супруги Тевкины вдруг обнаружили, что никаких разногласий отныне между ними не существует. Перед лицом Вариной болезни все мелочи стремительно отошли в сторону. Остались только работа, любовь и чувство юмора.

— Нам просто повезло, — неторопливо продолжает Андрей. — Мы сразу попали в достаточно профессиональную ситуацию. Нашли в Москве Центр лечебной педагогики. А там очередь на несколько месяцев вперед расписана. Мы в эту очередь встали. Когда дождались, временно перебрались в Москву. Думали, что Варька там полечится, и мы вернемся. Но курс оказался долгим, в Кишиневе все по-прежнему было глухо. И мы потихонечку стали искать возможности остаться в Москве.

Андрей, как человек основательный и ответственный, приехал в Москву, конечно, не голый и босый. Подняли дружеские связи, и, переехав, Андрей плавно влился в московский книжный бизнес. Говорит, что поначалу страшно комплексовал. Панически боялся, что не вытянет, не впишется в столичную среду, а потому старательно делал хорошую мину при плохой игре и изображал искренний оптимизм.

Московский книжный рынок оказался вполне доброжелателен. Андрей быстро добился успеха и стал расширять круг возможностей, занявшись по совместительству рекламой. Дело пошло еще лучше. Андрей взял все мыслимые призы на профессиональных конкурсах, был в полной мере обласкан судьбой. Куда хуже было с официальным статусом.

Тогда в семье уже было трое детей, надо было где-то учиться, где-то жить, да и с работой у граждан РФ было проще, чем у «понаехавших». Андрей с Катей подали документы на гражданство. Дело тянулось несколько лет. Могло бы тянуться и до сих пор, если бы не одна случайность.

Как-то Тевкины отдыхали на озере Валдай. Андрей решил искупаться и заплыл далеко от места стоянки. Внезапно свободный заплыв по Валдаю был прерван строгими людьми в штатском. Оказалось, что в этот момент на другом берегу озера президент РФ встречался с какими-то высокопоставленными иностранцами.

Люди в штатском бдительно исполняли свои обязанности. У Андрея попросили документы. Андрей объяснил, что он из Молдавии, живет и работает в Москве много лет, давным-давно подал на гражданство, но паспорт получить все никак не может. Люди в штатском задержали Андрея до выяснения, а сами отправили запрос в соответствующие инстанции. В результате на следующий же день всему семейству Тевкиных были выданы паспорта и свидетельства о рождении с вожделенной печатью.

Продолжение следует.

Вспомогательная техника

В наше время медицинская техника шагнула далеко вперед. Ее новейшие достижения используются в лечении ДЦП.

К примеру, разработана климатическая цветодинамическая квант-камера с лазерным душем и бассейном. Она сочетает в себе сразу несколько физиопроцедур. Больному проводится массаж с помощью подводного душа, в воде происходят разработка суставов, позвоночника.

Существуют также компьютеризированные варианты лечения. Это, например, тренажеры активной механотерапии с функцией обратной связи, разработка суставов с помощью специального программируемого аппарата.

Кроме технических методов, используется лечение природой. Детям с ДЦП полезно общение с животными: лошадьми, дельфинами и т.п. Некоторые утверждают, что помогают даже домашние кошки. Метод получил название анималотерапия.

Виды ДЦП

В мировой практике выделяется несколько видов (форм) данного заболевания. Различия между ними состоят в симптоматике, степени и локализации поражения ЦНС.

Спастическая тетраплегия

Это тяжелая форма ДЦП, развивающаяся из-за критической нехватки кислорода. Из-за этого происходит частичное отмирание нейронов мозга, разжижение структуры нервной ткани. В половине случаев наблюдается эпилепсия. Другие возможные симптомы – нарушения внимания, речи, глотания, интеллекта, парезы мышц рук и ног. Нарушения зрения: атрофия зрительного нерва вплоть до слепоты, косоглазие. Возможна микроцефалия (уменьшение размера черепа). При этой форме болезни человек может стать инвалидом, не способным к элементарному самообслуживанию.

Спастическая диплегия (болезнь Литтля)

Диагностируется чаще всего – в 75% случаев ДЦП. Преобладает у детей, родившихся недоношенными. Причины – кровоизлияния в желудочки мозга, изменение структуры мозговой ткани.

Поражаются преимущественно мышцы ног, при этом развивается двусторонний парез. Уже в раннем возрасте могут сформироваться контрактуры суставов, следствием которых становится изменение формы позвоночника, суставов, с нарушением их подвижности.

Данная форма ДЦП сопровождается задержкой умственного развития, речи и психики. Если затрагиваются черепные нервы, у ребенка может наступить легкая степень умственной отсталости. Однако дети с болезнью Литтля способны учиться. Если мышцы рук могут функционировать нормально, человек способен приспособиться к жизни, частично обслуживать себя в быту, даже выполнять посильную работу.

Гемиплегическая форма

При таком виде заболевания поражаются мышцы конечностей (чаще рук) только с одной стороны. Причинами ДЦП гемиплегической формы обычно становятся кровоизлияния, инфаркты головного мозга. Ребенок с такой формой болезни может научиться выполнять движения не хуже здорового, но для приобретения таких навыков ему потребуется намного больше времени. Болезнь может в разной степени затронуть интеллект. От этого зависит, насколько ребенок будет способен учиться и жить среди других людей. Причем умственное развитие часто не связано с двигательными нарушениями, несмотря на то, что болезнь такого человека выдает его походка. Это так называемая поза Вернике–Манна, о которой говорят: «Нога косит, рука просит». Человек идет на цыпочках, перенося вперед прямую ногу, а рука на больной стороне вытягивается в характерную позу просящего человека.

При гемиплегической форме ДЦП могут нарушаться умственное развитие, психика, речь. Часть больных страдает припадками эпилепсии.

Дискинетическая (гиперкинетическая) форма

Причиной этого вида ДЦП бывает гемолитическая болезнь новорожденных. Название происходит от гиперкинезов (дискинезов) – непроизвольных мышечных движений в разных частях тела, характерных для больных людей. Они представляют собой медленные, тягучие движения, которые могут сопровождаться судорогами с сокращением мышц. При гиперкинетической форме ДЦП наблюдаются параличи и парезы, в том числе голосовых связок, нарушение нормальной позы туловища, конечностей, трудности с произнесением звуков. При этом интеллект больных детей нормален, они способны обучаться, нормально развиваться. Люди с данной формой ДЦП успешно оканчивают школу, даже вузы, находят работу, вполне адаптируясь к жизни в обществе. Их особенностью на фоне остальных людей являются лишь походка и устная речь.

Атаксическая форма

Возникает вследствие сильной гипоксии плода при родах, а также травмы лобных долей мозга. Характерная особенность проявлений связана с пониженным тонусом мышц и сильными сухожильными рефлексами. Нередко наблюдаются нарушения речи. У больных часто бывает дрожание рук и ног. Все это связано с парезами мышц различных участков тела. Характерна небольшая либо средняя степень отставания в умственном развитии.

Смешанные, или сочетанные формы

Смешанные формы ДЦП – это сочетание разных форм заболевания. Так происходит потому, что у ребенка в силу каких-то причин поражены различные структуры головного мозга.

Чаще всего наблюдается сочетание спастической и дискинетической форм ДЦП, а также гемиплегической и спастической диплегии.

Кроме того, в зависимости от возраста, в котором у ребенка обнаружено заболевание, ДЦП подразделяется на стадии:

  • от рождения до 6 месяцев – ранняя форма;
  • от 6 до 2 лет – начальная остаточная форма;
  • после 2 лет – поздняя остаточная форма.

У взрослых

На сегодняшний день в связи с инновационными методиками реабилитации, развитием  вспомогательных технологий, совершенствованием медицинского лечения, обслуживания и обучения от 65 до 95% детей, страдающих ДЦП, адаптированы в обществе, и ведут нормальную взрослую жизнь. Но при этом у этих пациентов возникают определенные медицинские и функциональные проблемы:

  • преждевременное старение, связанное с высокой нагрузкой на все органы и системы (сердце, сосуды, выделительные органы, бронхолегочную систему) на фоне частых гормональных дисбалансов, что и приводит к преждевременному старению этих систем;
  • депрессия;

функциональные проблемы на работе;

  • артроз, дегенеративный артрит и различные синдромы, обусловленные спазмом или слабостью мышц;
  • болевой синдром;
  • гипертония, дисфункция мочевого пузыря, функциональные нарушения работы пищеварительной системы;
  • судорожный синдром – симптоматическая эпилепсия при ДЦП.

Лeчeниe пo мeтoду Boйтa

Метод, названный по имени своего создателя войта-терапией, был придуман чешским профессором Войта. Его суть состоит в регулярном надавливании на определенные точки тела с целью вызвать те или иные ответные движения. Ученый обнаружил, что у людей происходит одинаковое движение при воздействии на аналогичные точки. Явление получило в науке название рефлекторной локомоции – т.е. согласованного движения мышц. Движения мышц и скелета управляются центрами спинного мозга, но это возможно лишь при активации этих центров импульсами головного мозга.

При ДЦП связь между спинным и головным мозгом нарушена. Чешский профессор открыл, что заставить мышцы двигаться можно путем специальных рефлекторных нажатий на участки тела.

Метод Войта помогает запустить рефлекторные механизмы правильных движений у деток с церебральным параличом. У здорового человека программы движений «встроены» в мозгу, однако у больных детей они нарушены. Войта разработал 7 упражнений для ранней диагностики двигательных нарушений, предложив также специальный массаж для их лечения.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП

Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе

Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Слабые гены

Пока принято считать, что ДЦП – не наследственное заболевание, но есть наследственные механизмы, которые способны повлиять на его развитие. Тяжесть проявлений также может передаваться через гены. Речь о том, насколько вынослива нервная система, насколько она способна противостоять негативным факторам.

Ученые не сомневаются в том, что есть взаимосвязь между патологическим изменением нервной системы и развитием заболевания. Точно установлено, что есть гены, отвечающие за состояние ЦНС, ее работу. У 2% заболевших установлено, что ДЦП наследственное.

Могут ли сломанные ДНК спровоцировать ДЦП? Медики не исключают тот факт, что нарушение генов косвенно влияет на развитие паралича из-за сбоев работы ЦНС. Возможно, некоторые дети рождаются с генетической предрасположенностью к слабой нервной системе. Этим можно объяснить разное развитие детей при одинаковых патологиях (гипоксия плода, асфиксия, недоношенность). Одни дети развиваются нормально даже после подобных патологий, а у других в той или иной форме развивается детский паралич.

Ученые подчеркивают, что наследственная предрасположенность может быть связана с такими факторами:

  1. нарушается кровообращение тканей головного мозга;
  2. развивается расщепление позвоночника, наблюдаются бластоматозные процессы;
  3. истерия, заикание, нарколепсия, эпилепсия.

Все перечисленные проявления могут сопровождать ДЦП разной тяжести.

В британском медицинском журнале BMJ опубликованы результаты многолетних исследований, выявивших среди причин ДЦП и наследственные факторы. Ученые наблюдали за семьями, в которых кто-то страдал от данного заболевания. Установлено, что оно может передаваться через поколения. Если кто-то из близких страдает от паралича, риск, что дети в этой семье также столкнуться с ДЦП, возрастает в разы.

Норвежские ученые установили, что ДЦП случается в 2 случаях на каждую 1000 родов. Нередко заболевание ведет к инвалидности. У ребенка нарушается походка, движения, иногда страдает речь, мышление, память, могут появиться непроизвольные движения, развивается ригидность мускулатуры конечностей.

То, насколько затронуты функциональные возможности больного, зависит от тяжести заболевания. При тяжелых нарушениях пациент не способен передвигаться, у него заметны нарушения в интеллекте, может развиться слепота, эпилепсия.

Проблема в изучении ДЦП кроется в том, что диагностирование нервно-мышечных заболеваний – процесс трудоемкий. Не хватает современного оборудования, грамотных специалистов. Потому часто заболевания ЦНС, которые лишь похожи на паралич, относят к ДЦП.

ДЦП может быть связан с генетикой следующим образом: есть часть организма, которая генетически ослаблена. Тут могут пересекаться болезнь и наследственный фактор. А вот прямой связи между генами родителей и заболеванием ребенка не нашли. Также изучался вопрос, передается ли ДЦП по наследству от отца, матери? Не было выявлено, что пол больного родителя влияет на повышение или понижение риска заболеть. То, что кто-то из родителей страдает от паралича, увеличивает риск рождения больного ребенка. Впрочем, вероятность того, что ребенок родится с ДЦП, остается слишком низкой, потому родителям не стоит по этой причине отказываться от рождения малыша. Если же от заболевания страдают бабушка или дедушка, это и вовсе не влияет на то, родится ли малыш здоровым.

Симптомы ДЦП часто напоминают отдельные заболевания мышц, нервов, которые наследственно передаются. Сейчас нет доскональных параметров диагностики нервно-мышечных заболеваний. Это значительно усложняет постановку диагноза. Тем не менее, ДЦП во многом зависит от нарушения иммунохимических механизмов, которые контролируются генами. Ученые не прекращают искать поломанный ген, который может спровоцировать развитие ДЦП. Сейчас предстоит пройти достаточно долгий путь в решении этой проблемы. Полученные результаты сложно интерпретировать с точки зрения генетики, ведь ученые пока не определили, насколько предрасположенность нервной системы влияет на работу мозга.

Людям с выраженным ДЦП трудно устроить личную жизнь. Они редко бывают в обществе, зачастую знакомство возможно лишь с инвалидом. У таких пар редко рождаются дети. Если у здоровых пар дети появляются в 57% случаев, то у пар, столкнувшихся с подобным заболеванием – лишь в 10-11 %. Качество и продолжительность их жизни снижаются из-за сопутствующих заболеваний, нарушений деятельности мозга. Речь идет о синдроме, который развивается при тяжелых формах ДЦП. Больные с легкой формой могут дожить до глубокой старости.

Рeфлeкcoтepaпия и ИPТ

Как дополнение к основному лечению, используются методы, стимулирующие рефлексы. Разные виды рефлексотерапии тысячи лет назад уже применялись в Древнем Китае. В наше время они относятся к нетрадиционной медицине. Принцип этих методов – работа с жизненной энергией в теле человека (энергия Ци).

Иглорефлексотерапия (ИРТ) известна под несколькими названиями: «иглоукалывание», «акупунтура». Суть данного метода – в воздействии на акупунктурные точки тела с помощью тонких игл.

Рефлексотерапия отличается от ИРТ тем, что на активные точки тела воздействуют без введения игл. В качестве стимуляторов могут использоваться надавливание, сверхслабые импульсы тока, тепло.

Существует ряд противопоказаний (лихорадка, инфекции, опухоли и др.), при которых вместо пользы можно нанести организму вред. Перед применением этих методов, как и любых других, нужно проконсультироваться с лечащим врачом.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16www.nsi.ru

ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2www.pedklin.ru

Заявку на дистанционную консультацию и госпитализацию в больнице можно подать на сайте www.zdorovr.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Медикаментозные методы

При ДЦП рекомендуется принимать ноотропы – лекарства для улучшения метаболизма в мозге – «мозговые витамины». Они включают Энцефабол, Ойкамид, Энербол, Танакан и др. Эти средства можно принимать дома, но после одобрения врачом. Самостоятельно назначать лекарства для домашнего использования нельзя!

Ботулотоксин

Ботулотоксин – вещество, блокирующее перенос нервной стимуляции в мышцы. Он обеспечивает частичное, ограниченное во времени мышечное расслабление. Этот эффект применяется в месте, где выполняется передача нервной стимуляции, – в нервно-мышечном синапсе. Препарат, используемый в терапии ДЦП, содержит биотехнологически подготовленный, очищенный ботулинический токсин A-гемагглютинин, поставляемый в виде суспензии, которую необходимо разбавить перед использованием. Эффект применения проявляется не сразу – в зависимости от наличия блокировки нервно-мышечных окончаний, возникает примерно на 4-7 день.

Длительность эффекта изменчива, зависит от многих факторов.

Существенные факторы эффективности применения ботулотоксина включают:

  • уровень дозы;
  • терапевтическую эффективность конкретной партии препарата;
  • реакционную способность организма пациента.

Не решающие, но важные факторы:

  • продолжительность дистонического сокращения;
  • предыдущее хирургическое лечение.

В идеальном случае хороший терапевтический эффект длится около 3 месяцев (обычная продолжительность – 8-12 недель).

Это лечение считается безопасным, его самый большой недостаток – это высокая стоимость препарата. Следующий минус – инъекционная форма введения, особенно проблематичная у маленьких детей, поскольку включает в себя большее количество инъекций, необходимое для влияния на всю мышечную цепь, и временный эффект, в случае отсутствия навязывающей интенсивной реабилитации.

Технические средства для реабилитации детей с ДЦП

В комплексном лечении детей с ДЦП используются различные технические средства реабилитации. Они помогают предотвратить различные осложнения заболевания, например, стойкие контрактуры. С их помощью ребенок может самостоятельно сидеть, передвигаться, компенсируются другие нарушения движений, уменьшаются гиперкинезии, насильственные движения, у ребёнка формируется естественный двигательный стереотип.

Все технические средства можно разделить на тренажеры для реабилитации детей с ДЦП и вспомогательные приборы. Но это разделение довольно условное, так как часто вспомогательные приборы одновременно играют роль тренажеров.

При выборе тренажера важно учитывать этап развития ребенка, его физическую форму и степень нарушений. Существуют следующие виды приборов:

  1. Тренажеры для укрепления навыка ползания. На них занимаются дети до трёхлетнего возраста. Позволяют вырабатывать координацию, стимулируют развитие вестибулярного аппарата, укрепляют мышцы рук, ног, шеи и плечевого пояса, улучшают перистальтику кишечника, стимулируют рост, снимают некоторые двигательные ограничения.
  2. Тренажеры для сидения. Представляют собой кресло на колесах с ремнями и фиксаторами, которое позволяет закрепить тело ребенка в наиболее естественной позе. Предупреждает образование контрактур, искривлений костей, позвоночника. Уменьшает количество непроизвольных движений, учит ребенка правильно держать и контролировать свое тело.
  3. Тренажер для стояния. Это средство являет собой платформу с регулируемым наклоном и специальными фиксаторами. Он укрепляет мускулатуру, улучшает дыхание, работу кишечника, мочевого пузыря, предупреждает пролежни, позволяет детям лучше ориентироваться в окружающем мире, контактировать с другими.
  4. Тренажер для ходьбы. Это оборудование для реабилитации похоже на ходунки разной конструкции с седлом, фиксаторами и специальными ручками. Тренажер расширяет двигательные возможности ребенка, укрепляет мышцы и кости, учит детей правильно фиксировать голову, плечи, грудь, стимулирует рост, служит для профилактики контрактур, пролежней, ожирения.
  5. Тактильные тренажеры: массажные коврики, специальные беговые дорожки, приспособления для массажа ладоней. Улучшают чувствительность рук, ног, снимают спазмы мускулатуры, улучшают мелкую моторику.
  6. Бытовые тренажеры. Специальные доски с дверными ручками, крючками, защелками, кранами, выключателями, которые помогают ребенку совершенствовать бытовые навыки.

Развитие речи, обучение и психологическая реабилитация при ДЦП

Правильная система реабилитации ребенка с ДЦП обязательно должна включать занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Эти специалисты помогают вовремя выявить и лечить различные нарушения речи, поведения, психологической адаптации. Такие отклонения есть практически у всех детей с ДЦП.

В первую очередь больным детям следует организовать среду, в которой они не будут чувствовать себя ущемленными по сравнению со здоровыми сверстниками

Важно максимально упростить их передвижение в пространстве, убрать в квартире пороги, ступеньки, расширить дверные проемы, если ребенок передвигается на коляске. К сожалению, на улицах наших городов, в общественных заведениях есть пока мало приспособлений для инвалидов

Потому нередко такие люди становятся еще более ограниченными в своих возможностях.

Психологическая реабилитация детей с ДЦП также включает выработку навыков общения, правильных эмоциональных реакций на те или иные события, умения играть и выполнять задания. Специалисты помогают ребёнку сформировать представление о пространстве и времени, развивают органы чувств, координацию движений, что в свою очередь поможет им обслуживать себя. С первых месяцев следует стимулировать интеллектуальное развитие детей в соответствии с их возрастом.

Дети дошкольного и школьного возраста обязательно должны заниматься с педагогом, который поможет обучить их письму, чтению, счету. Для развития мелкой моторики рук очень полезны уроки рисования и лепки, рукоделие. Программу разрабатывают всегда индивидуально, в зависимости от возможностей конкретного ребенка, его возраста.

Приблизительно у 80% детей с ДЦП наблюдаются нарушения речи. Произносить первые слова они начинают поздно, в два-три года, к пяти годам общаются короткими предложениями и словосочетаниями. Более интенсивно речь развивается в шесть-семь лет. Регулярные занятия с логопедом могут ускорить этот процесс

Важно начать их не позже трёх лет. Вот основные цели, которые ставит перед собой логопед на занятиях с ребенком:

  • улучшить артикуляцию и разборчивость произношения звуков;
  • улучшить тонус мышц связок в голосовом аппарате;
  • научить ребенка управлять собственным голосом и дыханием;
  • синхронизировать речь, правильную артикуляцию звуков и дыхание;
  • откорректировать произношение некоторых звуков и букв.

Занятия с логопедом должны быть включены в другие этапы реабилитации. На речь ребенка влияет много факторов, включая тонус мышц, наличие гиперкинезов, умение владеть собственные конечности. Потому без правильной физической и медицинской реабилитации научить детей с ДЦП правильно говорить невозможно. Логопедические занятия состоят из таких шагов или этапов:

  1. Детей знакомят с реальными предметами, изображениями, учат искать названные вещи на игровом столе либо на картинке.
  2. В форме игры знакомят со свойствами предметов: размерами, цветом, формой.
  3. Расширение характеристик предметов (твердый и мягкий, гладкий и шероховатый, теплый и холодный), просят детей самостоятельно описывать те или иные предметы.
  4. Формирование обобщений, умения группировать предметы за их свойствами.

Занятия с логопедом помогают не только научиться правильного говорить, артикулировать звуки, но и мыслить, положительно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Реабилитация на доказательных принципах

Фото с сайта /ilizarov.ru

— Вера Анатольевна, расскажите, что именно вы меняете в модели помощи детям с ДЦП в Тюмени?

— На протяжении последних 4-х лет мы пытаемся пропагандировать европейскую модель помощи детям с ДЦП. Моделей много — есть американская, есть австралийская. Но мы взяли за основу европейскую модель, перевели ее и пытаемся следовать принципам наблюдения за детьми с ДЦП.

Согласно этой модели, любая реабилитация ребенка с ДЦП должна основываться на четко-доказательных принципах. Это должны быть доказанные и эффективные методы лечения — Европа по-другому деньги тратить и не будет.

Эта модель показалась нам очень интересной. У всех детей, прежде чем брать их на реабилитацию, мы должны обязательно оценить реабилитационный потенциал. Потенциал ребенка сегодня великолепно оценивается. По той системе классификации, которая есть везде в мире, и которую мы очень тяжело, с трудом, но пытаемся понять в России.

— Что это за классификация?

— ДЦП имеет разные степени тяжести. Еще с 1997 года все европейские врачи следуют й системе классификации глобальных моторных функций. К сожалению, у нас в России она была принята официально только в 2014 году. Это очень серьезная шкала.

В этой классификации потенциал детей с ДЦП делится на V уровней моторных функций, и каждый уровень еще делится на возрастные периоды: 1,5-2 года; 2-4 года; 4-6 лет; 6-12 лет и 12-18 лет.

Европейская система классификации – потенциал детей с ДЦП делится на V уровней. Фото cerebralpalsy.org.au

По этой шкале мы можем определить уровень двигательных нарушений уже в полтора года. И когда мы выставляем уровень моторных функций, система классификации прописывает все этапы развития ребенка до 18 лет.

Движение развивается по своим закономерностям. Если ребенок имеет I уровень движения, поставленный в полтора года, он имеет шансы 100-процентного овладения самостоятельной ходьбой до 2-х лет. Если ребенку выставляется II уровень, то значит он имеет шанс самостоятельно пойти до 4-х лет.

Если у ребенка III-V уровень нарушения моторных функций, то такой ребенко самостоятельно не пойдет, но дети III уровня могут пойти с дополнительными средствами реабилитации, дети IV уровня смогут сидеть с поддержкой. V уровень — это только лежачие дети, которым подвластно только удержание головы.

Дети IV-V уровня везде в мире сегодня переведены в статус паллиативных больных. И, видя ребенка в 1,5-2 года, мы можем уже прогнозировать его реабилитационный потенциал и понимать, какие методы реабилитации можно применить. Если речь идет о детях IV-V уровня, то реабилитация тоже осуществляется, но по другим принципам.

На большой группе пациентов нащи канадские коллеги показали, что дети разных уровней движения достигают максимума своего двигательного развития в определенный срок. Например, I уровень — это хорошо ходячие дети, которые достигают потолка своего уровня движения приблизительно в 4,5-5 лет, как и здоровые дети. Может быть они неправильно ставят ногу, имеют какие-то проблемы с координацией, но это дети, которые будут бегать, прыгать, заниматься спортом.

Дети III-IV уровней движения достигают максимум своего развития уже в 3,5-4 года, и мы уже о какой-то активации движения или какой-то стимуляции опорно-двигательного аппарата даже не говорим, потому что закономерности нас ограничивают этим сроком. Дети V уровня движения достигают двигательного потолка к 2,5-3 годам.

Эта система классификации помогает нам, врачам, когда мы аргументируем родителям исчерпание реабилитационного потенциала. Ведь сказать: «Ваш ребенок никогда не будет ходить» и не вложить в это ничего кроме эмоций, это неправильно, родители просто обидятся и уйдут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector