Осанка и плоскостопие: причины возникновения и взаимовлияние

Профилактика нарушений осанки.

Появившиеся
в детском возрасте
отклонения
в осанке могут
в дальнейшем
привести к
образо­ванию
стойких деформаций
костной системы.
Нарушению
осанки способствует
длительное
вынужденное
сидение на
одном месте,
особенно если
стул и стол не
соответствуют
росту и пропорциям
тела ребенка.
Поэтому следует
регулярно
проводить с
детьми фи­зические
упражнения,
подвижные игры,
прогулки на
свежем воз­духе,
укрепляющие
их здоровье
и опорно-двигательный
аппарат. Нельзя
допускать,
чтобы дети
лежали или
спали в очень
мягкой или
прогибающейся
под тяжестью
их тела кровати,
и притом все­гда
на одном и том
же боку. Нельзя
до 3 месяцев
жизни держать
ребенка в
вертикальном
положении, до
6 месяцев сажать,
до 9 —10 месяцев
надолго ставить
на ножки. При
обучении ходьбе
не сле­дует
водить ребенка
за ручку, так
как при этом
положение его
тела становится
несколько
асимметричным;
полезно пользоваться
специальными
приспособлениями
(рис. 1).

Рис.1
Как не надо
(1) и как надо
(2) водить
ребенка, начинающего
хо­дить.

Не
следует разрешать
детям подолгу
стоять с опорой
на одну ногу,
например при
ката­нии на
самокатах. Надо
следить за тем,
чтобы маленькие
дети не стояли
и не сидели на
корточках
продолжительное
время на одном
месте, не ходили
на большие
расстояния
(дозировка
прогулок и
эк­скурсий),
не переносили
тяжестей. Это
особенно касается
слабых, болезненных
детей, а также
детей с признаками
рахита. Чтобы
малыши, играя
в песок, не
просиживали
подолгу на
корточках,
пе­сочные ящики
делают со скамейками
и столиками.

Во
время занятий
и приема пищи
надо следить
за правильной
посадкой детей.
Требовать от
ребенка правильной
посадки можно
тогда, когда
мебель соответствует
его росту и
пропорциям
тела. Чтобы
ребенок сидел
удобно и прочно,
глубина сиденья
стула дол­жна
равняться
2/3 бедра, а ширина
должна превышать
ширину таза
на 10 см. Высота
сиденья стула
над полом должна
быть рав­ной
длине голени
вместе со стопой
(измерять следует
до подколен­ной
впадины, прибавляя
2 см на высоту
каблука). При
слишком высоком
сиденье ноги
не достают пола
и положение
тела стано­вится
менее устойчивым.
При низком
сиденье ребенок
либо отво­дит
ноги в сторону,
что нарушает
правильность
посадки и искажает
позу, либо подбирает
их под сиденье,
что может вызвать
чувство онемения
в ногах, поскольку
крупные вены,
проходящие
в подко­ленной
впадине, сильно
сдавливаются.

Высота
стола над сиденьем,
или дифференция,
должна позво­лять
ребенку свободно,
без поднимания
или опускания
плеч, класть
предплечья
на крышку стола.
При слишком
большой дифференции
ребенок, работая
за столом, поднимает
плечи, особенно
правое, при
слишком малой—он
сгибается,
сутулится (рис.
2).

Рис.2
Положение тела
ребенка при
сидении в зависимости
от дифференции;

1
— дифференция
достаточная;
2 — дифференция
малая;
3—дифференция
большая.

Чтобы
ребенок мог
опираться
спиной о спинку
стула, дистанция
спинки
(расстояние
между спинкой
и краем стола,
обращенным
к сидящему)
должна на
3—5 см превышать
передне-задний
диаметр грудной
клетки. При
этом расстояние
между отвесными
линия­ми, опущенными
от переднего
края стула и
от заднего края
стола, или дистанция
сиденья,
становится
«отрицательной»,
а имен­но край
стула на 2—4
см заходит
под край стола
(рис. 3). При
нулевой дистанции
сиденья, когда
край стула и
край стола
нахо­дятся
на одной отвесной
линии, а также
при положительной
дис­танции
сиденья, когда
стул несколько
отодвинут от
края стола,
опираться на
спинку стула
при выполнении
какой-либо
работы за столом
невозможно.

1
2 3

Рис.
3 Дистанция
сидения:

1—отрицательная;
2—нулевая;
3 положительная

Для взрослых

Не менее важно проводить профилактические мероприятия и взрослым, особенно в случае, если им приходится проводить весь день, сидя за компьютером. При этом надо следить за своей спиной, которая должна находиться только в прямом положении

Для удобства можно купить специально предназначенное для работы компьютерное кресло, которое поможет избавиться от неправильной посадки при работе за компьютером.

Необходимо научиться правильно садиться и вставать. Садиться на стул никогда нельзя с размаху, опускаться на него следует плавно, чтобы не сотрясать позвонки, что приводит к повреждению позвоночных дисков. При вставании со стула нужно оттолкнуться от сидения всем весом и перенести центр тяжести на ноги, при этом руки участвовать в этом процессе не должны.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Нарушение осанки и плоскостопие

«Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».Аристотель

Слайд 2

Слайд 3

Текст слайда:

Ситуация 1

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркоющей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком.

Слайд 4

Текст слайда:

Что такое осанка?

1. Положение туловища при движении. 2. Положение головы и туловища при движении.

3. Привычное положение тела человека в покое и при движении.

4. Постановка ног при движении.

Слайд 5

Текст слайда:

Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.

Слайд 6

Текст слайда:

По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

Опущена голова.

2. Грустное выражение лица.

3. Шаркающая походка.

4. Висящее мешком пальто.

5. Сгорбленная спина.

6. Согнутые ноги.

7. Сведенные плечи.

Слайд 7

Текст слайда:

При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Слайд 8

Текст слайда:

Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

Нет, не влияют.Улучшают.Ухудшают незначительно.

4. Оказывают вредное воздействие

А) на позвоночник и ноги

Б) на всю скелетно-мышечную систему

В) только на позвоночник

Г) на работу органов и систем органов всего организма

Слайд 9

Текст слайда:

Ситуация 2.

В старших классах ученик Т. увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой ( чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» — удивилась мама, попробовав как- то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. Обратиться к врачу. Т. последовал его совету.

Слайд 10

Текст слайда:

Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

Сутулость.Лордоз.

3. Сколиоз.

4. Нарушение осанки.5. Кифоз.

Слайд 11

Текст слайда:

Сколиоз.

Сколиоз от греческого «кривой», стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Слайд 12

Текст слайда:

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

Слайд 13

Текст слайда:

Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

Слайд 14

Текст слайда:

Исследовательская работа.

«Выявление нарушений осанки»

Какие правила сохранения осанки вы знаете?

Гипотеза:

Слайд 15

Текст слайда:

Слайд 16

Текст слайда:

Упражнения на осанку – «домик», книга на голове».

Слайд 17

Текст слайда:

Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23 %, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп — 29,3 %.

Слайд 18

Текст слайда:

Исследовательская работа

Есть ли у вас плоскостопие?

Слайд 19

Текст слайда:

Степени развития плоскостопия

Слайд 20

Текст слайда:

Для лечения и профилактики плоскостопия используют

Лечебную гимнастикуМассажОбувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов с полной выкладкой продольного и поперечного свода по 6-8 часов в сутки в обуви с закрытой пяткой.Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности, по песку, что способствует укреплению свода стопы.Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.

Слайд 21

Текст слайда:

Закончите фразу

Быть здоровым, значит …Здоровье – это …Красивая осанка — это …

Профилактика нарушения осанки: 8 золотых правил! « Все об остеохондрозе и заболеваниях спины

В чем заключается профилактика нарушения осанки? В школе учителя и родители твердили нам, что нужно сидеть ровно и много заниматься спортом, хотя тут же противоречили сами себе и заставляли просиживать за учебниками днями напролет.

Повзрослев, мы поняли, что профилактика нарушений осанки – это качественное рабочее кресло и ортопедический матрац.

Пришло время упорядочить всю накопленную за долгие годы информацию и разработать универсальную стратегию борьбы с заболеваниями опорно-двигательной системы!

Профилактика осанки: 8 золотых правил

1. Адекватная физическая активность имеет колоссальное значение в любом возрасте. Не надо ограничивать ребенка (или себя самого) только лишь лечебной гимнастикой.

Упражнения для профилактики нарушения осанки эффективны, если вы одновременно развиваете все мышечные группы и препятствуете развитию ригидности в простаивающих за ненадобностью суставах и мышечных группах.

Гуляйте пешком, бегайте, катайтесь на велосипеде и плавайте! И так каждый день!

2. Организация рабочего пространства. Еще один краеугольный камень ортопедической профилактики. Имеет значение не только качество материала, из которого изготовлено рабочее кресло, но и его высота, возможность регулировки угла наклона спинки и высоты спинки, высота подлокотников и дистанция между ними.

Профилактика нарушений осанки осуществляется при помощи коррекции высоты рабочего кресла таким образом, чтобы стопы уверенно стояли на полу, и ноги были согнуты в коленных суставах под прямым углом.

При работе на клавиатуре руки должны быть согнуты под прямым углом. Монитор должен располагаться на уровне глаз, чтобы не приходилось задирать шею или опускать голову.

И вот еще что – никогда закидывайте ногу за ногу!

3. Перерывы в работе имеют огромное значение в плане профилактики нарушений осанки у школьников. Ребенку приходится 6 уроков сидеть за партой, а потом просиживать часами за домашним заданием. Раз уж этого не избежать, давайте корректировать рабочий процесс. Короткие перерывы через каждые 20-25 минут сделают свое благое дело.

4. Правильное ношение ранца/портфеля. Профилактика сколиоза и нарушений осанки никогда не будет по-настоящему эффективной, если ребенок носит ранец, набитый гранитом науки, на одном плече. Это создает предпосылки для хронического функционального искривления позвоночника, а там и до сколиоза рукой подать. Только ранец на двух лямках, который находится за спиной!

5. Новая, качественная, ортопедическая обувь! Вы спросите, какое отношение обувь имеет к профилактике нарушений осанки у детей? Элементарно.

Изношенная обувь ведет к уплощению свода стопы, уплощение свода стопы ведет к плоскостопию, а плоскостопие ведет к резкому росту аксиальной нагрузки на позвоночник при беге и ходьбе.

Качественная обувь – это профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей

Взрослым тоже следует обратить внимание на этот пункт, потому что плоскостопие развивается в любом возрасте, а высокий каблук – это прямой путь к уплощению поперечного свода стопы

6. Борьба с лишним весом. Возможно, кому-то покажется, что профилактика осанки и лишний вес – это понятия из непересекающихся вселенных, но это не так.

Избыточный вес создает дополнительную нагрузку на своды стопы, что может приводить к развитию плоскостопия.

С другой стороны, лишние килограммы – это дополнительная нагрузка на поясничный отдел, которая также способствует повреждению позвоночника.

7. Не сутультесь! Даже если все хорошо – рабочее кресло нужной высоты, обувь ортопедическая, а масса тела находится на нижней границе нормы, мы можем угробить свою спину банальным отсутствием привычки «ходить и сидеть» правильно.

Сделали? Вот так вы должны ходить и сидеть всегда!

8. Ортопедический матрац. Вы думали, мы забыли про сон? Ни за что! В постели мы проводим около трети своей жизни (подумать только!), а потому качеству матраца следует уделять максимум внимания. Он должен быть жестким, упругим и ровным. Купить ортопедический матрац сегодня не проблема, все упирается, как правило, в наличие/отсутствие желания.

Подведем итог. Универсального решения не существует. Вы можете выполнить 7 пунктов, и «погореть» на некачественной обуви. Можно купить обувь, но попасть впросак с рабочим креслом.

Словом, только комплексная работа над здоровьем опорно-двигательного аппарата принесет желаемый результат.

Посему, думайте о своем здоровье, обращайте внимание даже на мелочи, и всегда ходите с гордо поднятой головой!

Какие функции выполняет правильная осанка?

Родители должны знать, какие функции выполняет осанка ребенка. Причины ее нарушения, профилактика — также достаточно важная информация, которую можно выяснить у детского ортопеда в местной поликлинике. В первую очередь, правильная осанка способствует равномерному распределению нагрузок на позвоночник

Особенно это важно в школьном возрасте, когда ребенок стремительно растет. Кроме того, если человек развивается правильно, он обладает отличной координацией движений, без проблем держит равновесие


Осанка – это не только внешний показатель. Ровная спина обеспечивает защиту внутренних органов и правильное их функционирование. Рекомендации по профилактике нарушения осанки приводятся для того, чтобы ребенок в целом развивался правильно. Однако и эстетическая сторона стоит не на последнем месте. Сутулая спина делает человека менее привлекательным. Это значит, что появятся комплексы и недостаток в общении.

Осанка

Осанка – манера держать себя в вертикальном, физиологически правильном положении. Тело связывается и управляется системой рефлексов, сохраняется сагиттальная и фронтальная плоскость позвоночника. Симметрично расположены голова, нижние конечности, плечевой пояс, грудина.

Скелет не деформирован, голова ровная, грудная клетка и плечи расправлены, живот втянут. Форма ног нормальная, сопровождается плавной походкой. Когда ребенок или взрослый сидит, спина прямая, без патологических изгибов.

Степени нарушения осанки

  1. Степень первая &#8212, тонус мышц подвергается переменам, дефекты скелета отсутствуют.
  2. Степень вторая – нарушение функций и структуры позвоночного столба.
  3. Степень третья – по всей длине позвоночника отмечаются устойчивые изменения. Страдают межпозвоночные хрящи.

Причины и диагностика отклонений

В 9 случаев из 10 нарушение осанки диагностируется как приобретенное заболевание. Возникновение недуга является следствием неблагоприятной социально-гигиенической и санитарной среды. Страдают от него в основном дети астеники. Факторы, способствующие нарушению осанки у ребенка, могут быть разными: слабое мышечное развитие из-за недостатка физической нагрузки, ношение рюкзака на одном и том же плече, несоответствие школьной мебели параметрам ребенка, неправильное освещение в классной комнате или квартире. Это приводит к патологическому изменению положения тела.

Врачи вертебрологи относят их к дегенеративно-дистрофическим заболеваниям позвоночника: остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, противоболевой сколиоз, радикулит.

Для определения нездоровой осанки в домашних условиях существуют несколько простых, высокоэффективных способов диагностики:

  1. Ребенок подходит к стене, держа спину ровной. Становится ровно параллельно вертикальной поверхности. Проверьте наличие щели между туловищем и спиной, используя зеркало. При отсутствии отклонений размер пространства не превышает 2-4 см. Увеличение или уменьшение параметра нормы указывает на неправильную осанку.
  2. Прощупайте шейный позвонок вашего ребенка, отходящий от задней поверхности дуги позвоночника. В медицинской практике, он имеет название остистый отросток (C7). Используйте грузило, связанное с тонкой веревкой. Верхушку приложите к позвонку ребенка и определяйте с помощью данного маяка отклонение линии позвоночного столба. Если маяк отклоняется от вертикального положения на уровне ягодичной области, это указывает на наличие сколиоза.
  3. Отклонение лопаток кверху при согнутой спине характерно при заболеваниях позвоночника. Рекомендуется консультация ортопеда для проведения дополнительной диагностики осанки.

Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой

Кифоз характеризуется изменениями позвонка. У ребенка: в связочном аппарате связки неэластичны, вытянуты. Данный процесс провоцирует заметное увеличение физиологического изгиба спинного хребта в грудной области.

Особенностью при лордозе является аномальная искривленность позвоночника в отделе поясницы. У ребенка: шейная дуга уменьшена, живот сильно выпячен вперед. У детей до 7 лет данные изменения встречаются часто, по причине слабо развитых мышц живота.

Признаками сколиоза являются неравномерность плеч, лопаток и области таза. Наблюдается появление промежутков между внутренней и наружной поверхностью рук, опущенных вниз, и боковых граней туловища.

Заболевания, сопутствующие нарушению осанки: плеврит, туберкулез, остеомиелит и полиомиелит, остеохондропатия, плоскостопие, ожирение, гипотрофия, рахит (дефицит витамина Д).

Если ребенок страдает астигматизмом, тугоухостью, близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, он принимает нерпавильное положение тела из-за своего состояния здоровья. Это приводит к дефектному развитию осанки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector